Все для uCoz / Примерные программы внеурочной деятельности горский скачать бесплатно

Примерные программы внеурочной деятельности горский скачать бесплатно

Примерные программы внеурочной деятельности горский скачать бесплатно I
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(начальное общее образование)
Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) разработаны в рамках реализации проекта "Разработка Требований к структуре основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами".

Научный руководитель проекта — академик-секретарь Отделения общего среднего образования Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор М. В. Рыжаков.

Руководитель группы разработчиков Примерных программ внеурочной деятельности — доктор педагогических наук, профессор В. А. Горский.

В разработке разделов Примерных программ внеурочной деятельности принимали участие:

Общие положения — В. А. Горский, А. А. Журин, Т. В. Иванова;

Раздел I "Спортивно-оздоровительное направление" — О. А. Блинова, В. А. Панов, Д. В. Смирнов, А. А. Тимофеев;

Раздел II "Художественно-эстетическое направление" — Ю. А. Агафонова, Л. А. Антипова, Т. А. Бац, Т. А. Гурова, А. А. Журин, С. П. Куприн, М. А. Мартынова, Л. Н. Михеева;

Раздел III "Научно-познавательное направление" — К. Е. Грибанова, Е. А. Постникова, Л. П. Симонова, В. А. Ясвин;

Раздел IV "Патриотическое направление" — В. А. Горский, А. А. Журин; Л. П. Симонова;

Раздел V "Общественно-полезная деятельность" — Л. В. Гаврина, В. А. Горский, Н. В. Ерхова;

Раздел VI "Проектная деятельность" — В. А. Горский;

Рекомендации по оснащению учебно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности обучающихся — Е. А. Бондаренко, К. Е. Грибанова, А. А. Журин, Т. В. Иванова, И. А. Милютина, Е. В. Якушина.

Статус документа

1) к структуре основных образовательных программ;

2) к условиям реализации основных образовательных программ;

3) к результатам освоения основных образовательных программ.

"Требования к структуре основных образовательных программ" определяют, что составной частью основной образовательной программы любого образовательного учреждения общего образования должны быть рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся.

Настоящие "Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)" являются составной частью рекомендаций по организации внеурочной деятельности обучающихся наряду с "Рекомендациями по нормативному и организационно-методическому обеспечению внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)".

"Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)" дают авторам рабочих программ пример конкретного наполнения направлений внеурочной деятельности, обозначенных в в плане внеурочной деятельности. Это определяет основные функции настоящего документа.

Информационно-методическая функция заключается в предоставлении всем участникам образовательного процесса возможности получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами внеурочной деятельности.

Организационно-планирующая функция состоит в структурировании учебного материала, осваиваемого обучающимися в ходе внеурочной деятельности, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебно-воспитательного процесса и возрастных особенностей обучающихся, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

На основе "Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)" образовательными учреждениями общего образования разрабатываются рабочие программы внеурочной деятельности обучающихся с учетом региональных и локальных особенностей, образовательных запросов, потребностей и интересов участников образовательного процесса.

Структура документа

"Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)" структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности, указанными в Базисном учебном плане:


  1. Спортивно-оздоровительное;

  2. Художественно-эстетическое;

  3. Научно-познавательное;

  4. Патриотическое;

  5. Общественно-полезная деятельность;

  6. Проектная деятельность.

Все разделы Примерной программы построены по модульному принципу и имеют одинаковую структуру:

  1. Пояснительная записка;

  2. Основное содержание;

  3. Примерное тематическое планирование.

Рекомендации по оснащению внеурочной деятельности вынесены в отдельный раздел, завершающий Примерные программы.

Этот раздел Примерных программ определяет цели каждого направления внеурочной деятельности обучающихся на данной ступени общего образования и особенности содержания внеурочной деятельности.

Цели направления представляют собой конкретизацию глобальных целей общего образования:


  1. формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

  2. приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

  3. подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

В Пояснительной записке конкретизируются и операционализируются общие задачи организации внеурочной деятельности:

    • релаксация учащихся,

    • организация дополнительного образования детей по широкому спектру направлений,

    • участие в школьном самоуправлении и общественной деятельности,

    • организация клубной деятельности как формы свободной коммуникации.

Содержание образования. Данный раздел является центральным в Примерных программах. Он служит примером и непосредственной основой для дальнейшей детализации содержания внеурочной деятельности обучающихся. Содержание образование структурировано по модулям, связанным с урочной деятельностью обучающихся, но независимых друг от друга. Это открывает путь к построению вариативных рабочих программ в разных образовательных учреждения общего образования.

Особенности Примерных программ раскрыты в подразделе "Особенности содержания".

Примерное тематическое планирование было рассмотрено в следующих основополагающих аспектах.

Учебно-понятийный (знаниевый) аспект определил построение тематического планирования основными тематическими блоками, которые содержат теоретический и актуализированный дополнительный материал, необходимый для эффективной деятельности обучающихся. В этом аспекте тематическое планирование представляет логику внеурочной деятельности, проектирование учебных блоков, модельные варианты организации внеурочной деятельности, демонстрируя ее вариативность.

Методический аспект раскрывается в ориентировании учителя и воспителя на использование современных методов. Он реализован в примерном тематическом планировании в виде описания различных видов деятельности обучающихся.

Для представления примерного тематического планирования была выбрана табличная форма, такая же, как для Примерного тематического планирования по отдельным учебным предметам.


Число часов,
отводимых
на данный модуль программы


Примерные темы, раскрывающие (входящие в)
данный модуль программы


Основное
содержание
по темам


Характеристика основных видов деятельности
ученика


1

2

3

4

В первом столбце таблицы указано примерное число часов, отводимых на данный модуль Примерной программы в целом.

Во втором столбце таблицы даны примерные названия тем, на которые может быть разделено содержание модуля. Время, отводимое на изучение каждой из тем, не регламентируется, но суммарное время должно быть не меньше числа в первом столбце таблицы.

Третий столбец раскрывает основное содержание каждой из тем.

Четвертый столбец таблицы примерного тематического планирования дает представление о видах учебной деятельности обучающихся, которая может быть реализована в каждой теме.

Особенности содержания

В основу отбора содержания внеурочной деятельности обучающихся были положены следующие принципы.

Принцип согласованности требований в части отражения новых ценностных ориентиров образования; направленности на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения; выстраивания деятельностной парадигмы обучения; формирования социальных компетенций обучающихся и т.д.

Принцип научности, отражающий тенденции современного научного знания с акцентом на изучении способов получения, анализа и интерпретации информации.

Принцип концептуальности и комплексности, представляющий структурные компоненты Примерных программ как систему функционально связанных между собой элементов.

Принцип последовательности и систематичности, обеспечивающий последовательную (непрерывную) логику разворачивания содержания образования, движение от частного к общему.

Принцип доступности, при котором представление содержания в рамках программы осуществляется с учетом дифференцированного подхода (в том числе уровневой дифференциации) и вариативности системы освоения учебного материала (включая способы деятельности); следования логике от известного к неизвестному, от легкого к трудному и определяется не упрощением материала, подлежащего усвоению, а предоставлением систем поиска и освоения (постижения) нового знания; доступность базируется на организации познавательной деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка.

Принцип сознательности и активности, предполагающий определение и отражение условий, способствующих формированию активного отношения обучающихся к поставленным учебным задачам, в т.ч. возможность постановки собственных задач, выход за рамки алгоритма и "учебной заданности".

Принцип связи теории и практики, рассматривающий практику как форму применения теории, а практическую применимость — не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения.

Принцип природосообразности, дающий представление о возрасте не только как биологическом, но и как о социальном и культурозависимом феномене.

Ведущей идеей при разработке Примерных программ была реализация принципа дополнительности Нильса Бора, направленная на обеспечение полноты и целостности образования. Внеурочная деятельность — это не механическая достройка общего среднего образования, призванная усилить его сугубо прагматические (компенсаторные и адаптационные) функции. Она рассматривается как своеобразная образовательно-производственная среда в которой осуществляется "штучная выделка" (производство) романтически увлеченных каким-то конкретны делом людей, с учетом их индивидуальных способностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций.

На начальном этапе включения детей в ту или иную заинтересовавшую их деятельность, когда интерес еще не стал ведущим (стержневым), дети занимаются в кружках, секциях и других первичных объединениях. По мере выявления способностей детей, становления их стремления к творчеству, к овладению мастерством в той или иной сфере деятельности обучающиеся могут продолжить занятия в студиях, в профильных школах (музыкальных, художественных, спортивных и т. п.).

В программах внеурочной деятельности обучающихся нет четко выраженных образовательных стандартов, критериев и показателей качества "образовательного продукта". Образовательные программы развития внеурочной деятельности детей, как правило, составляются и корректируются по ходу их исполнения непосредственно в самих объединениях детей с активным участием педагога, психолога (авторы и исполнители), самих обучающихся и их родителей (заказчиков). Наряду с целями и задачами здесь существует некий алгоритм их достижения. В образовательном процессе, организуемом в таких самодеятельных добровольных объединениях детей и педагогов по интересам, четко различаются две следующие позиции:


  1. учебно-воспитательный процесс как игровая деятельность;

  2. игровая деятельность как учебно-воспитательный процесс.

Различия заключаются главным образом в том, что игровая деятельность имеет ценность сама по себе как интересный и захватывающий процесс, в котором каждому участнику приходится реагировать на то, как складывается ситуация на том или ином этапе развития игры.

Учебно-воспитательная деятельность всегда имеет четко выраженную цель, которая спланирована и регламентирована по времени, по ресурсному и кадровому обеспечению, по способам контроля и оценки результатов на каждом этапе ее достижения.

Этим определяются различия и процессуальной стороны, и в средствах научно-методического и психолого-дидактического сопровождения реализации целей и задач предметного обучения и внеурочной деятельности детей.

Содержание предметного обучения выстраивается на основе стремления учителя упорядочить представления учащихся об окружающем мире, о месте человека в этом мире вещей, событий и явлений. При этом деятельность учащихся осуществляется сообразно известным законам природы, свойств материалов, механизмов, машин, различных систем (природных и искусственных), закономерностям развития этих систем, событий и явлений (природных, общественных). Человек как бы приспосабливается к миру вещей, систем и отношений.

Содержание внеурочной деятельности на начальном этапе задается стремлением обучающихся установить в своих играх удобный для них очеловеченный (одушевленный) порядок в сложившемся мире вещей, событий и явлении и приспособить вещи, организовать ситуации "под себя", под свою индивидуальность.

В процессе такой свободной игры и выявляются личностные (индивидуальные) особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, вырабатываются и постигаются определенные морально-нравственные ценности и культурные традиции. При этом для педагога открывается возможность воздействовать на результаты внеурочной деятельности обучающихся одновременно по нескольким направлениям (каналам):

1) организация социального действия через изменение структуры самодеятельности (например, в рамках усовершенствования организационно-управленческих решений в учебно-воспитательном процессе);

2) включение новых культурных норм (например, оформление продуктов игры в специальных реферативных сборниках, в журнальных публикациях и т. п.);

3) порождение новых "очагов" культуры в виде различных сообществ (клуб, студия, научное общество учащихся, малая академия наук и т. п.).

Важно, что на каждом этапе педагогического действия четко различаются решаемые педагогические задачи, которые состоят в "порождении новых ситуаций", в "генерировании идей", в "запуске воображения" (мышления, памяти и т. п.), во "включении" процесса формирования личного отношения обучающихся к чему или кому- либо и т. д. В этом случае игра превращается в средство созидания в себе творца и гармонического своего Я, в средство гармонизации личного или коллективного саморазвития. Обучающийся начинает рассматривать любое свое новое действие как действие его собственного самоопределения во внешней социальной, учебной, продуктивной и т. д. системе, вынуждая себя заново строить свою, новую систему.

Сверхзадача (по Станиславскому) педагога, организующего и направляющего внеурочную деятельность, состоит в формировании субьективности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Понятие "социокультурная ситуация" часто задается через оппозицию "культура" и "социум" и выступает как средство вывода какой-либо профессиональной или предметной деятельности на новую ступень культурного развития, разрешения известных противоречий в новых социокультурных, социально-экономических условиях. На этом фоне интенсивное развитие внеурочной деятельности на основе более полного выявления индивидуальных способностей, интересов, склонностей детей, меняет традиционные педагогические функции общего и дополнительного образования.

Представленные в настоящем документе программы следует рассматривать не как нечто линейное, совершаемое в установленной очередности, а скорее как "мешок с подарками", из которого дети и педагог выбирают то, что их в этот момент заинтересовало.

Вторым проявлением принципа дополнительности Н. Бора во внеурочной деятельности обучающихся является взаимное проникновение разных направлений этой деятельности. В "чистом", изолированном виде ни один из видов внеурочной деятельности не существует: отдельно взятый вид деятельности представляет собой не более чем проекцию под определенным углом зрения деятельности в целом.

Так, например, при работе по модулям "Шахматы" (спортивно-оздоровительное направление), "Школьная пресса" (художественно-эстетическое направление), "В гостях у зеленого друга" (научно-познавательное направление), "Школьная республика" (общественно-полезная деятельность), "Проектирование технических устройств" (проектная деятельность) и многих других реализуются учебно-воспитательные задачи, стоящие перед патриотическим направлением внеучебной деятельности. Это объясняется тем, что патриотическое воспитание имманентно присутствует во всех видах внеурочной деятельности. Также и художественно-эстетическое воспитание имманентно всем другим видам внеурочной деятельности.

Построение содержания модулей на идее принципа дополнительности создает определенные трудности в отнесении того или иного модуля в определенному разделу Примерных программ внеурочной деятельности, поэтому за основу классификации было выбрано ведущие направление деятельности, характерное для того или иного модуля.

Последняя особенность, которую следует отдельно отметить, заключается в деятельностном характере содержания Примерных программ. Любая операция, любое действие, любая деятельности имеет в своей основе знание о предмете деятельности и о способе деятельности. Знаниевый компонент представлен в Примерных программах в объеме, необходимом и достаточным для осуществления видов деятельности, указанных в соответствующем столбце таблиц "Примерное тематическое планирование". В зависимости от модуля соотношение знаниевого и деятельностного компонентов изменяется от 1:5 до 1:10.

Рекомендации по разработке рабочих программ внеурочной деятельности

Первый способ заключается в прямом использовании программы того или иного модуля в качестве рабочей программы. В этом случае ссылка на данный документ обязательна. Также необходимо определить соотношение знаниевой и деятельностной составляющих рабочей программы с учетом конкретных условий работы образовательного учреждения общего образования.

Второй способ заключается в составлении собственной рабочей программы модуля, когда Примерные программы служат образцом для подражания. Если в рабочей программе используются отдельные фрагменты Примерной программы, ссылка на соответствующий раздел данного документа обязательна.

К рабочим программам предъявляются следующие требования.

Рабочие программы внеурочной деятельности должны обязательно содержать разделы:


  1. Пояснительную записку, в которой указывается цели внеурочной деятельности и особенности ее содержания;

  2. Основное содержание внеурочной деятельности по выбранному направлению;

  3. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся и с указанием числа часов, отводимых на изучение теории и на практическую деятельность;

  4. Перечень необходимого оснащения учебно-воспитательного процесса по выбранному направлению внеурочной деятельности;

  5. Список использованной литературы.

Самостоятельно разработанные программы внеурочной деятельности должны пройти экспертизу и быть утверждены на локальном уровне (уровень образовательного учреждения) и на уровне муниципального управления образованием.
Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) разработаны в рамках реализации проекта "Разработка Требований к структуре основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами".

Научный руководитель проекта — академик-секретарь Отделения общего среднего образования Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор М. В. Рыжаков.

Руководитель группы разработчиков Примерных программ внеурочной деятельности — доктор педагогических наук, профессор В. А. Горский.

В разработке разделов Примерных программ внеурочной деятельности принимали участие:

Общие положения — В. А. Горский, А. А. Журин, Т. В. Иванова;

Раздел I "Спортивно-оздоровительное направление" — О. А. Блинова, В. А. Панов, Д. В. Смирнов, А. А. Тимофеев;

Раздел II "Художественно-эстетическое направление" — Ю. А. Агафонова, Л. А. Антипова, Т. А. Бац, Т. А. Гурова, А. А. Журин, С. П. Куприн, М. А. Мартынова, Л. Н. Михеева;

Раздел III "Научно-познавательное направление" — К. Е. Грибанова, Е. А. Постникова, Л. П. Симонова, В. А. Ясвин;

Раздел IV "Патриотическое направление" — В. А. Горский, А. А. Журин; Л. П. Симонова;

Раздел V "Общественно-полезная деятельность" — Л. В. Гаврина, В. А. Горский, Н. В. Ерхова;

Раздел VI "Проектная деятельность" — В. А. Горский;

Рекомендации по оснащению учебно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности обучающихся — Е. А. Бондаренко, К. Е. Грибанова, А. А. Журин, Т. В. Иванова, И. А. Милютина, Е. В. Якушина.

РАЗДЕЛ I. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка

Низкая физическая активность, по данным исследований, выявляется у 80% школьников, что способствует росту числа заболеваний сердечно-сосудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы, увеличению травматизма. За последние годы школьный травматизм вырос на 13%.

Показатель физической подготовленности современных школьников достигает лишь 60% от результатов их сверстников 60-70 годов.

Во многом этих негативных последствий можно избежать, если эффективно и целенаправленно осуществлять внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь детей, наполняя общеобразовательную школу, разнообразными спортивными кружками, секциями и клубами по месту жительства детей и подростков.

Цель программы внеурочной деятельности учащихся в физкультурно-спортивной деятельности заключается в формировании устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни и досуга.

Краткая характеристика модулей программы

Модуль 1 "Общефизическое развитие" адресована учащимся начальной и основной школы. Цели данного модуля представлены по трем крупным блокам:

1) воспитать у обучающихся:


  • нравственное и эмоционально-ценностное позитивное отношение к своему здоровью, к физкультурно-оздоровительной деятельности, к окружающему миру;

  • стремление к самореализации, саморазвитию, взаимопониманию, общению, сотрудничеству, самоопределению;

  • интерес к возможностям своего организма, к физической культуре и спорту, к профессиональному мастерству и технологиям самосовершенствования духа и тела.

2) развить у школьников:

  • интерес и потребность учащихся в саморазвитии и самореализации посредством внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности;

  • устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни и отказу от вредных привычек;

  • способность моделировать индивидуальный образовательно-оздоровительный маршрут;

  • креативные способности поисково-исследовательской направленности в приобретении опыта индивидуальной и коллективной физкультурной деятельности;

  • жизнеспособную личность с высоким уровнем адаптационных возможностей организма.

Обучить учащихся:

  • способам самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;

  • правилам безопасности, сохранения и укрепления здоровья учащихся, при выполнении физических упражнений;

  • методам наблюдения и контроля за своим физическим развитием, индивидуальной физической подготовленностью, режимом физической нагрузки.

В основе программы модуля лежит идея о поэтапном развитии детей и теория построения движений (В. В. Давыдов, Н. А. Бернштейн).

Занятия могут проводиться в разновозрастных группах детей и подростков, девочек и мальчиков в спортивном зале и на открытом воздухе. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий детей и родителей. Результаты решения поставленных задач определяются в игровой форме с использованием методов анкетирования и тестирования с привлечением школьного психолога.

Подведение итогов осуществляется в процессе школьных соревнований, спортивных игр, в период проведения школьной спартакиады.

МОДУЛЬ 1. Общефизическое развитие

Понятие об особенностях человеческого организма и его возможностях. Понятие о природных задатках и способностях человека. Понятие о красоте человеческого тела и духа.

Понятие о правах и обязанностях участников спортивных игр и состязаний.

Понятие о режиме дня, о правильном питании. Понятие о правилах тренировки на различных тренажерах.

Примерное тематическое планирование


Число часов, отводимых на данный модуль программы

Примерные темы, раскрывающие (входящие в) данный модуль программы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

МОДУЛЬ 1. Общефизическое развитие


1

2

3

4

38

Понятие об особенностях человеческого организма и его возможностях

Физическая культура и спорт в истории мировой культуры. Различные учения о путях развития возможностей человеческого организма. Легенды и сказания о богатырях. Народные пословицы и поговорки о роли силы и здоровья. Литература о достижениях и традициях отечественной физической культуры и спорта.

Особенности опорно-двигательного аппарата человека. Роль различных упражнений и тренингов в формировании и развитии человеческого духа и тела. Рекорды из книги Гиннеса.

Пути и средства физического и духовного развития человека. Сведения о различных системах духовного и физического развития. Понятие о самоконтроле и контроле физического состояния организма. Характеристика некоторых электронных приборов для самоконтроля и правила работы с ними.

Понятие об общечеловеческих ценностях (свобода, красота, любовь и др.). Произведения великих отечественных и зарубежных художников, скульпторов, писателей, раскрывающие красоту человеческого тела и духа. Понятие о бодибилдинге, армрестлинге, пауэрлифтинге. Понятие о балансе духовного и физического развития человека (по Чехову А.П. Достоевскому Ф.М. и др.). Понятие о гармонии музыкального произведения и движения человеческого тела в спортивных танцах, в гимнастике, в движениях бегуна, лыжника и т.п.


Практическая работа в сети Интернет.

Тренинги на развитие различных личностных характеристик (сила, выносливость, скорость, ловкость, память, восприятие, воображение, мышление и др.).

Тренинги по ритмической гимнастике, бодибилдингу, армрестлингу, пауэрлифтингу.


36

Занятия спортом и физкультурой

Особенности проведения спортивных соревнований различного уровня (клубные, муниципальные, Всероссийские, международные). Понятие о психологии общения, о психологической совместимости лиц, входящих в команду. Права и обязанности судейской коллегии по спорту. Всероссийские квалификационные требования по спорту. Календарь игр и соревнований.

Понятие о биофизике, о биоэнергетике, о биоритмах и биороботах. Рекорды роботов из книги рекордов Гиннеса. Понятие о здоровом образе жизни. Ознакомление с режимом дня, режимом питания, закаливании Великих спортсменов, людей достигших больших успехов в науке, искусстве, техническом творчестве и спорте. Зависимость продолжительности жизни от образа жизни человека.

Характеристика функционального назначения и особенностей устройства различных типов тренажеров. Ознакомление со справочниками по различным типам тренажеров.


Работа в сети Интернет.

Разработка и защита положения, сценария о проведении школьных соревнований "команда-класс".

Составление и защита распорядка дня (будние дни и выходные), дневника самонаблюдения.

Выполнение расчетов по режиму питания при жизни в домашних условиях и в туристском походе по следующим основаниям: калорийность, цена, масса (вес).

Показательные выступления культуристов.

Работа на тренажерах.

Спортивные игры и состязания на лично-командное первенство (команда-класс).


РАЗДЕЛ II. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка

Глубокие эстетические переживания могут возникать у детей и в связи с событиями общественной жизни. Приобретая социальный опыт, обучающиеся учатся оценивать поступки людей как прекрасные и безобразные, возвышенные и низменные, трагические и комические. Этим объясняется включение в программу модуля "Школьная пресса", овладение которым направлено на понимание мира людей и их взаимоотношений, формирование умений их оценивать.

Важнейшим источником эстетического опыта школьников служит их собственная деятельность — учебная, трудовая, общественная, игровая, художественная. В учении школьник осваивает эстетические ценности своеобразным путем — с помощью науки переживает радость творческого познания. В труде наиболее полно раскрываются созидательные возможности ребенка, умение материализовать красоту в конкретных предметах и вещах. Общественная работа позволяет детям ощутить эстетику отношений, совместных дел на общую пользу. Занятия физкультурой и спортом содействуют физическому совершенствованию обучающихся.

Богатейшим источником эстетических впечатлений является искусство, которое Л. С. Выготский назвал художественной концентрацией действительности, орудием "общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа" 1. Наиболее глубоко дети познают и переживают прекрасное в процессе художественной деятельности: литературной, музыкальной, сценической, непосредственно связанной с созданием образов искусства.

Самыми массовыми видами современного искусства являются кино и телевидение, вобравшие в себя возможности всех искусств и достижения научно-технического прогресса. Такие художественные средства кинематографа, как монтаж, различные планы, ракурс, цвет, звук, динамика изображения и другие, способны передать огромную информацию, оказать сильное воспитательное влияние на юного зрителя. Доступность и техническая простота использования видеозаписывающей и видеовоспроизводящей техники обусловили включение в программу соответствующего модуля.

Краткая характеристика модулей программы

Модуль 1 "Природа и фантазия" адресован учащимся начальной и основной школы (1 – 6 классы). Цель модуля — создать условия для развития творческих способностей, фантазии детей при работе с природным материалом. Программа модуля рассчитана на 2 года обучения.

Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть дается в основном, в игровой форме. Занятие-игра, этот методический прием дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память. В программу включены темы по изучению цветочно-декоративных растений, сведения о лекарственных и ядовитых растениях, о значении леса для жизни человека и животных.

Основным содержанием экскурсий для первого года обучения являются наблюдения и выполнение посильных практических исследований в природе, пропаганда охраны природы. На втором году обучения проводятся экспедиции по исследованию родного края.

На практической части занятия ребята работают с природным материалом в учебном классе, в кабинете биологии. Материалом для работы служат дерево, береста, ветки, сучья, листья и т. д.

Выполняя флористические работы, учащиеся узнают о возможности использования материалов растительного происхождения (листья, цветы, семена арбуза, дыни, тыквы, косточки сливы, вишни, скорлупа кедровых орехов, береста, кожа, ракушки и др. ).

Особое внимание обращается на заготовку материалов и их хранение. Работа с природным материалом таит в себе большие возможности. Она развивает чувство цвета, ритма, пропорции, глазомер, тренирует руку.

Итоги работы подводятся в форме игр, выставок работ учащихся, конференций, выездов на природу и т.п.

Основное содержание

МОДУЛЬ 1. Природа и фантазия

Мир природы. Значение охраны природы на современном этапе. Знакомство детей с многообразием животного мира. Особенности и специализация животных, жизнь которых на протяжении длительного времени была связана с лесом. Животные нашего края. Кормовые ресурсы леса

Заготовка и обработка природного материала. Сушка и сортировка природного материала.

Техника безопасности при работе с природным материалом.

Примерное тематическое планирование


Число часов, отводимых на данный модуль программы

Примерные темы, раскрывающие (входящие в) данный модуль программы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

МОДУЛЬ 1. Природа и фантазия


1

2

3

4

4

Введение

Виды декоративно-прикладного искусства. Флористика. Кожная пластика. Берестяные узоры. Техника безопасности при работе с природным материалом.

Ознакомление с видами цветочно-декоративных растений.


Сбор семян гвоздики, календулы.

Экскурсия на учебно-опытный участок станции юных натуралистов (СЮН).

Экскурсия в музей (исторический) с целью знакомства с видами декоративно-прикладного искусства народов нашего края.


10

В мире растений

Растения нашего края. В царстве тайги. Растительные богатства нашего края. Дары леса. Значение семян, ягод, плодов растений в жизни обитателей леса. На торфяном болоте. На Крайнем Севере. Виды лекарственных растений нашего края.

Заготовка природного материала.

Обработка собранного материала.

Сбор семян сорных растений. Сушка собранного материала (листья, растения, цветы, лепестки).

Подбор природного материала для работы над аппликациями. Оформление работ "Лебедь", "Полевые цветы".

Работа с гербарием "Лекарственные растения".

Экскурсия в хвойный лес "Тайны дремучей тайги".

Экскурсия по экологической тропе "Лекарственные растения нашего края".


10

Флористика – музыка души

Заготовка природного материала – листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Обработка собранного материала. Сушка и сортировка природного материала. Подбор листьев, цветов, лепестков растений для оформления композиций.


Заготовка природного материала – листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений.

Обработка собранного материала.

Сушка и сортировка природного материала.

Подбор листьев, цветов, лепестков растений для оформления композиций.

Оформление работ "Волшебная клумба", "Встреча анюток" (букет в плошке), "Изящная косичка" (с применением косички из соломы), "На удивление знакомым" (на пластмассовой основе – букет из сухих цветов).

Оформление биологической игры "Ромашка" (лото).

Игра "Биолотерея"


10

Природа и творчество

Мир природы. Значение охраны природы на современном этапе. Знакомство детей с многообразием животного мира. Особенности и специализация животных, жизнь которых на протяжении длительного времени была связана с лесом.

Животные нашего края. Кормовые ресурсы леса. Корм животных. Роль животных в жизни леса. Промысловые животные. Редкие и исчезающие животные, их охрана. Знакомство с видами животных живого уголка. Знакомство юннатов с правилами ведения дневников наблюдения за животными живого уголка.

Изучение жизни животных в условиях живого уголка. Наблюдения за животными (питание, образ жизни, взаимоотношения животных между собой). Познакомить детей с животными живого уголка: хомяк, лабораторная мышь и крыса, еж, кролик, черепаха, морская свинка, носуха, лебедь.


Работа с природным материалом: скорлупа кедровых орех, ракушки, косточки вишен и слив, скорлупа фисташек, капы.

Оформление панно "Зайчата", "Белочка", "Цвет яблони", "Поздравляю!".

Игра "Веселая карусель" (о животных живого уголка).


12

Лесная сказка

Виды птиц живущих в нашем крае (тайге). Птицы как биологическое средство защиты природы. Птицы – украшение нашего города. Зима в жизни птиц. Хищные птицы.

Как строят гнезда – строители-самоучки. Птицы "Красной Книги". Заповедники и заказники.

Берестяное искусство. Береста – один из прочных и красивых материалов для изготовления панно, украшений, игрушек, вещей и плетения.

Время заготовки бересты. Способы заготовки и хранения бересты. Обработка бересты. Техника безопасности при работе с берестой.


Обработка бересты.

Изготовление панно "Роза", "Ромашка", "Белочка".

Изготовление простых кормушек для птиц.

Оформление книжек-малышек о птицах.

Оформление стенда "Оказывается. ".

Оформление альбома "Зимующие птицы".

Экскурсии: "Зимующие птицы города", "Час с живой природой" (в лес).

Наблюдение "Виды кормящихся птиц у моей кормушки".

Игра "Этот удивительный мир" (о птицах).


18

Кожная пластика

Декоративно-прикладное искусство. Кожа. Виды работы с кожей. Обработка кожи. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления ремешка, броши, миниатюры "Роза".

Обработка кожи.

Подготовка кожи к работе.

Работа над эскизом.

Подбор материала для работы.

Оформление панно "Роза", броши "Астра" и ремешка из кожи.

Оформление миниатюры "Роза" (применяя термообработку).


20

Морские пришельцы

Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с природным материалом. Использование ракушек для композиций аппликации. Оформление объемных поделок с использованием разных видов и размера ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделки.

Значение цветочно-декоративных растений сада. Их видовой состав. Почва для рассады. Семена. Уход за рассадой.


Сортировка ракушек.

Подбор природного материала для работы по темам "Черепаха", "Лягушонок", "Зайка".